ПЕРЕБИРАЯ СТЁКЛЫШКИ-МГНОВЕНИЯ...«Первый раз в жизни такое вижу: зародыши с двумя фотоаппаратами и ноутбуком, задрав штаны, бегут в Америку. Именно такими мгновениями жизнь и прекрасна, когда ты созерцаешь то, чего не созерцал ранее» (Пётр Гладилин, «Фотоаппараты»). ![]() Вот уже в седьмой раз подряд, по окончании учебного года, народный студенческий театр факультета общественных профессий Луганского национального аграрного университета представил новый спектакль. Но этот год стал особенным: у театра появилось имя. И вряд ли случайным совпадением был дебют театра «Миг» со спектаклем, в котором ярко и неистово звучит мысль об огромной ценности каждого мгновения жизни, при всей её быстротечности. Пьеса «Фотоаппараты» в творчестве московского драматурга Петра Гладилина — одна из новых. Похоже, она поставлена на сцене впервые. Было много сомнений, но, в конце концов, режиссёр Михаил Гончаров и молодые актёры взяли этот сложный материал на темы жизни и смерти, предопределённости судьбы, самых глубинных вопросов существования. И были вознаграждены: полный зал, горячие аплодисменты вперемежку со слезами, восторженные отзывы специалистов. Жанр спектакля? Уж точно не реализм, хотя язык и не поворачивается назвать это театром абсурда. Театр — аллегория, ассоциация, театр — сновидение?.. Пока будущие мамы спят, зародыши (режиссёр предпочитает называть их «нерождённые люди») берут их фотоаппараты — «Соньку» и «Олимпус», шесть мегапикселей — и сбегают на речку, чтобы погулять, подышать свежим воздухом, пофотографировать. Знакомятся с бабочкой и мухой, а потом возвращаются домой и тихонько кладут фотоаппараты на место. А однажды убегают в Америку, чтобы устроиться фоторепортёрами в «Санди Таймс» или Фотография, как известно, — это символ остановленного и сохранённого мгновения. А что такое идеальный снимок — мечта фотохудожника? Может быть, это предельное воплощение принципа «жить здесь и сейчас», это вся жизнь — в одном миге, а дальше...? А в пьесе сделать такую фотографию помогает некий Аарон, хотя это не настоящее имя, потому что его мама не выговаривала первую букву «икс». Он, как и зародыши, не виден на снимках... ![]() Впечатляют образы Бабочки и навозной мухи Дункель. Бабочка — роскошная шоколадница, Декораций — никаких. Вернее, посреди сцены стоит постамент — для всего, а в остальном — как в «бедном театре» польского театрального педагога Ежи Гротовского — все выразительные средства содержатся в самом актёре. И это уже определённый уровень актёрского профессионализма. А ведь есть точка зрения, согласно которой молодёжные театры по определению выше уровнем, чем профессиональные... Впрочем, был ещё один элемент декораций, современный: превосходный видеоряд на большом экране (художник по свету «Идея — на откуп зрителя», — говорит режиссёр. Смыслов здесь, похоже, столько, сколько зрительских душ. Подготовка спектакля тоже шла не совсем обычно: «застольный период», когда актёры начинают разбирать пьесу, вчувствоваться в неё, занял половину учебного года, причём в сентябре и октябре репетиций как таковых не было — а были задушевные беседы на разные темы, что тоже оказалось необходимым для сборки будущего спектакля. Одной из режиссёрских концепций была детскость героев. Чтобы сыграть это правильно, ![]() Ко всему прочему, это комедия. Количество юмора здесь также через край. Что дальше? В планах Михаила Гончарова — через год поставить сказку нашего знаменитого земляка, барда Александра Литвинова (Веня Приглашаются думающие зрители. Вход свободный. Светлана Дзюба, 2010 г. Для газеты «Жизнь Луганска» |
ВСЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТАТЬИ НА ЭТОМ САЙТЕ: |