Середина января, а под ногами рыхлое месиво — смесь снега, воды и грязи. Микс, как говорят сейчас. Почему микс? Почему не смесь? Наш современный язык тоже превратился в микс: смесь русских и иностранных слов.
Иду в магазин. Вернее, это раньше был магазин, сейчас — супермаркет.
Мысли лениво ворочаются в голове. «Вот взять снег: ещё бы несколько дней и — дожил бы до Крещения. Но не дожил. Куда делись крещенские морозы? Да, всё изменяется. И климат, и язык, и вообще
Стараюсь сократить путь — дворами, внутри квартала короче. Да и чище. Подальше от дорог, машин и вееров брызг
Удивительно, насколько одна мысль цепляется за другую... Цепная реакция. Нет, скорее каскад маленьких взрывчиков. Звук, запах, взгляд, и... побежал огонёк по бикфордову шнуру ассоциации к
Впереди, рядом с мусорными контейнерами, большой костёр из новогодних ёлок.

Вспышка! «...Ель моя, Ель — уходящий олень, зря ты, наверно, старалась», — вспоминается «Прощание с новогодней ёлкой» из Окуджавы.
Следующая вспышка! «Варварство, конечно,
Вспышка! Новый год встречаем у тёти в Мариуполе. Тётя поручает мне нарядить ёлку и вручает коробку. Достаю круглый диск основания, вставляю в него длинный штырь и, как детскую пирамидку, собираю ёлку. Украшаю игрушками, дождиком, а ощущения праздника нет, особого новогоднего предвкусия не ощущаю...
Вспышка! Родители с балкона заносят в комнату ёлку. Она стянута верёвкой, и от неё веет холодом. Постепенно она согревается, распушивается, и по комнате расплывается волшебный аромат... Папа устанавливает ёлку на подставку. Мама достаёт с антресолей игрушки. Мы с братом наблюдаем за происходящим и ожидаем, когда нам позволят начать её украшать. Это особая процедура. Сначала нужно развесить

По завершении, выключаем свет и садимся на диван. Это особые минуты. По ёлке пробегает свет от фар проезжающих за окном машин, отблески от игрушек разбегаются по стенам — вся комната наполняется сказочной таинственностью.
Не заметила, как остановилась перед костром.
Вспышка! «Корчились листочки, сохли от огня». Надо же! Потрясающая штука наш мозг! Столько лет прошло!
Совершенно ясно вижу себя пятилетней. Точно знаю: пятилетней. Я стою на детском стульчике (на одной из ножек — небольшая деревянная накладка с двумя отверстиями — импровизированная розетка, сделанная папой для моего детского утюжка). Передо мной полукругом сидят взрослые. Это гости. Лето. Дверь на балкон открыта. Яркое солнце. Ветви большого дерева. Слегка колышется гардина.
Я читаю стихотворение:
Я берёза белая, я в лесу росла,
Горем поделиться к вам сюда пришла.
Про мою обиду, про мою беду
С самого начала речь я поведу.
Я шумела весело летом и весной,
Птицы голосистые пели надо мной.
Приходили люди в летний жаркий день,
Под моими ветками находили тень.
Взрослые умилённо смотрят на меня и улыбаются.
Но житью хорошему вдруг настал конец,
В лес пришёл однажды
Он изрезал ножичком всю мою кору,
Было очень больно мне, думала, умру.
«Почему они улыбаются? — начинаю волноваться. — Наверное, не выразительно (как учила бабушка) читаю? Они не понимают, что березке больно.
На тот момент я — актриса. Вернее, мечтаю, когда вырасту, стать актрисой. Пока не окончила школу, кем только не мечтала быть! Путешественником, геологом, учителем, археологом, космонавтом. Список можно продолжать очень долго. Что только не примеряла к своему будущему! Даже таксистом. После фильма «Лушка» о
Но в тот момент: я — актриса.
Он не успокоился, он поджёг меня,
Корчились листочки, сохли от огня.
Мои зрители всё так же противно улыбаются. Я знаю, что они добрые. Но почему они улыбаются? Значит плохо «играю» стихотворение. Именно, стихотворение, а не стих. Так говорит бабушка. «Стих» —
Вы ему напомните, сорванцу тому,
Про берёзку белую в пламени, в дыму.
Ведь берёзка каждая тоже хочет жить...

Вот оно! Свершилось!
Совсем недавно в разговоре мама вспомнила этот случай «Помнишь, тебе было пять лет, и вы с бабушкой разучили стихотворение о берёзке?»
(Как ни странно, прошло столько времени, но я помню это стихотворение слово в слово от начала и до конца).
«Ты так хорошо читала, так вошла в роль, тебе так жалко было берёзку, что мы долго не могли тебя успокоить. И, что интересно, больше никогда не читала это стихотворение. Да и вообще, потом отказывалась читать перед гостями, а мы, помня тот случай, и не настаивали».
Мама не раз вспоминала об этом.

И наоборот. Случай с «Берёзкой» как раз — наоборот. Есть такие моменты в моём детстве, которые взрослые вспоминают, ностальгически улыбаясь, а я съёживаюсь. Мне неуютно.
И надо же, разгадка через столько лет!
Новая серия вспышек. Теперь понятно, почему мне так нравился момент в кинофильме «Дом, в котором я живу», когда героиня Жанны Болотовой, мечтающая о карьере актрисы, читает перед гостями монолог Катерины из «Грозы» Островского «Отчего люди не летают!», а её отец громко стучит тарелками, пододвигая к себе очередное блюдо. На что девушка, кинув упрёк отцу, убегает. Как мне нравилась эта сцена! Я сотню раз представляла себя на её месте.
Вот почему я никогда не заставляла своих детей читать перед гостями. Не знаю: хорошо это или плохо. И что начально? То ли артистка сидела во мне, то ли толчок моему артистизму дала бабушка, учившая нас с братом читать с выражением. Скорее и то, и другое. Тяга к сцене у меня периодически прорывалась наружу и в школе, и в институте.
На городских смотрах школьной самодеятельности меня часто отмечали как чтеца; в институте была бессменным диктором институтского радио и участвовала во всех возможных представлениях.
Вспышка! Седьмой класс. Наша пьеса заняла первое место в школе. Сценарий и постановка — мои.
Сейчас, конечно, смешно вспоминать ту импровизацию на тему сказки Андерсена «Принцесса на горошине», но тогда о нас долго говорили. В спектакле, по причине отказа мальчишек участвовать в действе, играли только девочки. Я играла
В качестве награды за победу, нашим спектаклем завершалось общешкольное родительское собрание. Успех был ошеломительный. Взрывы хохота. В заключение — незнакомые люди поздравляют меня как сценариста и как актрису.
Королева, по замыслу, предполагалась очень коварной. Думаю, именно проявления слишком явного коварства, в моём исполнении, и вызывали такую реакцию.
Дальше мелькает целый рой картинок, настоящий калейдоскоп. И всё сводится к тому, что ощущения, испытанные в детстве, проявляются в нас всю жизнь на
Я прекрасно понимаю теперь, почему улыбались взрослые. Они видели перед собой милого ребёнка, который трогательно читал такое длинное стихотворение о берёзке. И даже не представляли, какой взрослой я сама себе казалась.

Разные ситуации были в детстве, но теперь я уже прочно утвердилась в мысли, что случай с «Берёзкой»
Новая вспышка и, пожалуй, последняя из закоулков памяти на данный момент. Последняя, потому что впереди супермаркет, и моим мыслям предстоит устремиться в другое русло, покупательское.
Сын — старшеклассник. За обедом сообщает нам, что хочет подстричься наголо (в дань наступившей моде). Муж молчит. Я высказываю предположение, что ему может не пойти такая стрижка. Представляю бритую голову на длинной,
Крепость, в моём лице, следующие
Проходит день, два, пять — внешность сына не изменяется. Наконец, дней через десять, он сообщает, что, пожалуй, та причёска, что он носит на данный момент, ему подходит больше всего.
Я мысленно глажу себя по голове и думаю: «Сколько нервов и сил мы тратим
ноябрь 2011