
Однажды ко мне обратилась не старая ещё, миловидная женщина с жалобами на существенные расстройства настроения. Она рассказала, что читала о терапии творческим самовыражением, попробовала почти все её методы, но без заметного результата. Теперь оставался лес, она
— Но не могу же я ехать в лес одна, — говорила она, — а проводить меня некому.
Этими словами заканчивалась почти всякая наша беседа. Тогда я решил сам её проводить. Выбрали подходящий день и поехали в знакомые мне места. Утро было тихое и солнечное, а электричка еле ползла, так что в вагоне становилось душно. Тем более резким оказался контраст, когда мы вышли на платформу: тишина с отдалённым пением птиц, свежий прохладный воздух, роса на траве, листьях и, кажется, даже на иглах сосны.
— Боже, я не слышала пения птиц целую вечность, — воскликнула моя спутница и стала припоминать, когда была последний раз в лесу. Припомнить ей это не удалось, потому что вспоминались всё неприятные обстоятельства, о которых она и стала мне рассказывать. При этом она смотрела не на лес, ради которого приехала, а на собеседника, то есть на меня. И так было во всё время нашей прогулки. Тщетно пытался я обратить её внимание на то особенное разноцветье, которое только и бывает в это время. Она рассеянно взглядывала на белые или голубые островки цветов, говорила, что это прелестно, и продолжала свой печальный рассказ. Между тем, мы сделали порядочный круг по лесу и снова вышли к той же платформе, а вскоре сели в подошедшую электричку. Моя спутница так устала, что почти тотчас уснула, как только поезд тронулся, а проснувшись в конце пути, сказала, что чувствует теперь себя совсем хорошо и понимает, как помогает лес. Я хотел возразить и сказать, что это обычное благотворное действие прогулки на свежем воздухе, а не творческое общение с природой, но промолчал, чувствуя, что не смогу так сразу этого объяснить, только огорчу. На том и расстались.
Говоря сейчас о творческом общении с природой, я бы привёл этот эпизод не иначе как в качестве курьёза, если бы не одно обстоятельство: во время прогулки моя спутница время от времени фотографировала. И когда проявили плёнку и отпечатали снимки, я без труда узнал знакомые места, но видел их как бы

Но всё же мне это представляется исключением. Во всяком случае, я сам за разговором не вижу и не чувствую как следует леса, а, значит, не получаю той глубинной поддержки, которую он способен дать. Вот почему я иду в лес (или в парк) один, когда нуждаюсь в такой поддержке, иду, заранее отказываясь от соблазна поискать грибов или ягод, иногда не беру даже и фотоаппарат. Всё это, вероятно, надо пояснить, но я сделаю это чуть позже. Входя в лес, я прежде всего оставляю
Но что же тут творческого? Не будучи любителем определений, сошлюсь на чувство: во всех этих «лесных» улучшениях ясно чувствуется творческое. Что же касается партнёра, то всё моё внимание сосредоточивается невольно на нём, то есть получается общение с человеком, а это уже другое дело, мы говорим здесь о лесе. Азарт же собирания ягод или грибов в моём случае, при моём характере сковывает и ограничивает творческое начало — облегчения не получается. Особое место занимает здесь фотографирование (в лесу), но вопрос взаимодействия двух видов творчества в терапии представляется мне темой отдельного разговора.
14-17. 10. 1994