Беседы с Махой. Часть 2 - afield.org.ua 


[На главную] [Архив] [Мир женщины]




Михаил Ингерман

Михаил Ингерман. Беседы с Махой

Предыдущая страница

Расскажи мне, Маха, а как мама может научиться не оценивать?

Настоящая мама — это огромная редкость. Где сейчас встретишь маму, у которой ровное душевное состояние? Сейчас многие в сплошной депрессии, и я хочу сказать, что мужчины этому немало содействуют. А потом это состояние ребенок впитывает вместе с материнским молоком. С ребенком должна сидеть абсолютно уверенная в себе, «округленная» внутри женщина, которая не будет изо всех сил стараться привлечь внимание на себя и ребенка только потому, что ей нечем больше утвердиться в мире.

Я считаю, что для ребенка до года, я подчеркиваю, до года, эмоциональная окраска вообще страшно вредна. Мама должна быть абсолютно безэмоциональна в этот период.

Давай рассмотрим, что такое эмоция? Это наша реакция на внешнее воздействие. Она может быть как положительной, так и отрицательной, а сила эмоции зависит от степени неожиданности этого воздействия. Следовательно, сильная эмоция говорит о том, что наше внимание сейчас не здесь. Оно полностью поглощено каким-то другим процессом. Допустим, мама кипятит молоко. Оно скоро должно закипеть, и вдруг звонок в дверь. Чем больше мама была погружена «в молоко», тем ярче будет ее реакция. Эта сильная эмоция, радостная или негативная, может покалечить не только ребенка, она может спровоцировать инфаркт у соседки, которая просто зашла за солью.

Если же мама находится в расслабленном состоянии, она либо просто не отреагирует, либо попросит подождать, либо выключит газ и пойдет открывать, понимая, что с молоком придется начинать сначала. В данном случае женщина не вкладывала лишнего внимания в процесс приготовления молока и осталась способна адекватно отреагировать на любые неожиданности. Она просто выполняла свои функции.

В действительности я не уверена, что обычная мама способна на такое. Поэтому я думаю, что в этот период с ребенком должна быть няня, а к маме его должны только приносить на кормление. Кстати, в дворянских семьях дети почти постоянно находились с няней или с кормилицей совсем не из-за большой занятости матерей, как ты понимаешь.

Вообще, няня — это очень важная персона в любой семье, поэтому несколько слов о нянях.

Что я называю настоящей няней, или специалистом по грудному периоду? Это люди определенного склада характера с очень устойчивой психикой. Внутри у них должна быть полная тишина. Только эта тишина заставляет ребенка проявлять его внутреннее состояние, и это пока единственная его возможность общения с миром и главная его работа. Момент проявления — это реальная жизнь ребенка. И не надо индульгировать, влюбленно смотря ему в глаза и заглядывая в душу, это не ваше дело. Если вы кормите ребенка, то сейчас вы находитесь в процессе кормления полностью, и всё. Не надо где-то летать. Это он может кушать и одновременно летать, получать полную гамму ощущений от вкуса, цвета и т. д. То удовольствие, которое ребенок получает от еды, захватывает все его уровни, ведь на всех уровнях присутствует его внимание. А что происходит обычно? Мама кормит ребенка, и, глядя в его голубые глаза, улетает в неведомые дали, а ребенок ничего не успевает почувствовать, а, тем более, понять. Мама испытывает наслаждение, а ребенок, находясь вместе с ней, совершенно теряется, он не может понять, где он, чем занимается, и что переживает. Вот так происходит обкрадывание мира ребенка, потому что, когда мама его моет, она получает наслаждение от его эфира, когда гуляет или играет с ним — от его эмоций и т. д. В результате через год ребенок не имеет ни одного личного переживания. Ни одного! Мама единственная, кто может войти практически на любой уровень, у ребенка нет от нее защиты. Я говорю именно о маме, ни папа, ни бабушка, никто другой не имеют такой возможности, а грамотная няня всё понимает и всё чувствует. Когда надо — покормит, а когда надо — поиграет.

В раннем младенчестве ребенок часто плачет совсем не от того, что голодный или мокрый, он этого просто не чувствует. Это мама думает за него, что он, якобы, чего-то хочет, а он до определенного возраста в принципе не может ничего хотеть, он еще должен научиться хотеть. Что это значит? Например, чтобы грудной ребенок реально начал хотеть есть, ему надо ничего не есть более суток. Он ведь совершенно свободно плавает по всем энергетическим уровням. Ему не дали на физическом уровне, он перескочил на эфирный, на эфирном силы кончились, перескочил на эмоциональный и т. д. Он может улетать куда угодно, а может просто заснуть. А обычно он еще рот не успел раскрыть, как о нем уже начинают заботиться, выдумывают за него его проблемы.

Обычно, если первый период пройден правильно, то к двум годам это видно. Ребенок уже умеет сам чего-то хотеть, умеет энергетически пополняться, умеет чувствовать и переживать, проявляться эмоционально, как-то думать и т. д. Если опять вернуться к понятию «дом», можно сказать, что в каждый определенный месяц происходит построение одного этажа, если такая работа не сделана вовремя, то на этом уровне возникает провал. Естественно, что с момента рождения строится первый этаж — кормление. Потом ребенок начинает двигаться, переворачиваться — первый этап прошел, начался второй. Потом, к пяти месяцам, он пополз — начался третий этап. Только надо понимать, что для него кормление, движение, сон и туалет — это не просто действия, это понятия, это целые миры. Правильное и своевременное прохождение каждого этапа отражается на всей последующей жизни человека. Каждый человек по-своему возвращается к этим периодам.

Но вернемся к вопросу о женщине. Я считаю, что главное для женщины — осознать, что путь концентрации и напряжения — это мужской путь. Женщина — это пластика и релаксация. Женский путь — это постоянное стремление ухода с момента концентрации. То же самое и с ребенком. Расконцентрированное внимание — это пространство, в котором изначально не присутствует ни одного момента напряжения или концентрации. Это пространство должно быть обеспечено для женщины. Другими словами, квартира или место, где будут находиться мама с малышом, должны быть подготовлены так, чтобы там, в принципе, не могла возникнуть ситуация напряжения. Вот если это будет сделано, подготовлено правильно, женщина сможет там спокойно «поплавать». Но еще остаются ее внутренние напряжения. Женщина обычно настолько унижена и забита, что ребенок — это единственное, что у нее есть, единственная ее возможность как-то выжить в этом мире. Главное, понять, что для заботливой мамы — уйти от концентрации, от привлечения внимания, значит, — закрыть ребенка, защитить его. Когда ребенок радуется или занят своим делом, мама просто отводит глаза, как бы не обращая на него своего внимания, при этом всё видя и запоминая. Мужчина может смотреть, радоваться: «...ах, какой у нас ребенок, как здорово ползает», а мама спокойно говорит: «Да, я знаю, он уже неделю как пытается это делать». Это и является реальной поддержкой и защитой ребенка. А обычно именно женщина, начинает привлекать внимание к ребенку, потому что ей надо самой утвердиться; и начинается: «Вася, иди скорее сюда, посмотри, какой он у нас хорошенький! Как ловко это у него получается!» А если соседей встречает, то обязательно похвастается: «Вот мой-то вчера что отчебучил, а посмотрел-то как!..»

Со-крытие незаконченного действия, отведение от него внимания — это и есть защита, каждое же про-явление его до срока — маленькое предательство. Понятно, что маме очень трудно, она целый день одна с ребенком. Именно поэтому женщину очень легко вовлечь в любые внешние дела, особенно мужчине. Вернется он с работы, или из магазина, покажет чек, а женщина потом неделю болеет. А если она живет одна, без мужа, то для нее ситуация с ребенком может быть просто тупиковой.

Поэтому женщины пытаются объединяться, ищут соответственное общение, создают свои клубы. Но случайное общение и даже клуб не изменят положение дел, о которых говорится здесь, ситуацию надо готовить. Скорее всего, нужны специальные занятия для мам, направленные на развитие внутренней культуры взаимоотношений с детьми.

Или такой вариант. Собирается группа мам и выбирает из своей среды или находит няню, то есть, женщину с такой «фактурой», которая способна к восприятию этой информации, и у нее есть к этому желание. Тогда этот человек специально подготавливается к исполнению каких-то конкретных функций, необходимых для воспитания ребенка в данном возрастном периоде. Тут нужен действительно специалист, «профи», которому мамы смогут доверить своих детей.

Еще раз хочется подчеркнуть, что после рождения ребенка женщина становится настолько обнаженной и беззащитной, что из-за любой грубости может произойти эмоциональный взрыв. Не случайно большинство разводов приходится именно на период, когда ребенку от года до трех. Если, конечно, мужчина в этот период не станет мужем и отцом.

Расскажи мне, Маха, что это означает — мужчина становится мужем и отцом?

Если понятие Матери может существовать само по себе, то понятие Отца невозможно без понятия Мужа, как в известной фразе «...вижу перед собой не мальчика, но мужа» (от глагола мужаться). Поэтому сначала надо разобраться, что такое «муж». Мужчина становится действительно мужем сразу с момента зачатия. Именно с этого момента женщина особенно нуждается в реальной защите и заботе, а от мужчины теперь требуется проявление не просто заботы, но мужества. Оно нужно как мужчине, так и женщине, но каждому по-своему.

Я уже говорила о тех изменениях, которые происходят в женщине. Проблема в том, что они настолько сильные и происходят в столь короткие сроки, что многим парам очень трудно бывает их реально принять. Для этого действительно нужно огромное мужество и постоянная внимательность.

Это одно из качеств, которому должны обучаться оба. А реальное обучение возможно только при наличии учителя. Тогда возникает вопрос: «Что такое учитель?» Это особый разговор. Я могу только повторить за великим поэтом Джебраном Халиль Джебраном:

«...Учитель делится не своей мудростью, но своей верой и своей любовью.
Если он подлинно мудр, то не будет велеть вам войти в храм мудрости,
Но вместо этого поведет вас к порогу вашего собственного разума».

Это — в стихах, а в жизни, если женщина в этот момент не найдет реальной опоры и поддержки в своем мужчине, она в дальнейшем не сможет ему полностью доверить и своего ребенка. Именно поэтому очень важно для мужчины знать, как ему себя вести в это время.

А так как в реальной жизни этого разума у мужчин нет, то они считают женщину беременной (и, к сожалению, часто и она сама себя тоже) только с того момента, когда у нее проявляются явные признаки. Именно поэтому, по статистике — 90% женщин испытывают огромную агрессию по отношению к мужчинам. И, на мой взгляд, совершенно обоснованно. Просто сейчас я бы не хотела углубляться в разбор причин.

Я также не собираюсь перечислять, что мужчина должен делать в каждой конкретной ситуации. Главное — чего он не должен делать вообще — это разбираться. Впрочем, как и женщина. Надо научиться отличать процессы, которые реально происходят и переживаются, от разбирательства и копания в себе. Я никому вообще не пожелала бы попасть в эту ситуацию, в эту разрушительную страсть — копаться в себе в поисках смысла и причин чего-либо. Смысл нельзя найти, его можно только прозреть в определенных состояниях, а о причинах можно только догадываться, но никогда нельзя быть уверенной.

Женщине и так не сладко, а еще это мужское стремление разобраться, понять... его постоянные советы по поводу и без повода... В конце концов женщина отвечает: «Слушай, уйди!» И муж обижается и уходит в обиду с головой. Ему никто ничего не объяснил, почему, за что, и в связи с чем? А женщина опять остается одна. Какое уж тут спокойствие... Стоит только мужчине обидеться, у женщины — как почва из-под ног ушла.

Иногда мудрее просто молча переждать, успокоиться и успокоить жену. Понять, что сам сунулся не в свое дело.

Муж должен знать, что иногда женщине нужно просто выкричаться. Есть об этом чудесная притча.

В одном месте жила молодая пара, в дружбе и согласии. Все было у них хорошо, если бы не одна странность. Раз в году жена исчезала на несколько дней, а потом возвращалась радостная и счастливая. И хоть муж и доверял жене и крепко ее любил, но все-таки был мужчиной. Какой же муж может допустить, чтобы жена пропадала из дому на несколько дней, ничего не объясняя, да еще и возвращалась потом такая довольная? И вот однажды муж решил проследить, куда жена ходит. Он долго крался за ней, пока на опушке леса она не превратилась в змею и уползла. Муж, растерянный, возвратился домой. Через несколько дней, как обычно, вернулась радостная жена. Муж сообщил, что выследил ее, и устроил настоящий допрос. Жена горько заплакала, а потом сказала: «Мне нужно было всего один раз в год уходить в лес, чтобы пошипеть там. А теперь мне придется шипеть дома и намного чаще».

А как, по-твоему, иначе женщине выжить?

Только беременная баба знает, как это тяжело, когда у тебя высасывают жизнь. Если женщина откровенно сможет об этом сказать... когда тебя все время тошнит, мучает изжога, или, когда ты начинаешь чувствовать, как у тебя кости раздвигаются, надпочечники не работают, передвигаться трудно. Это страшный дискомфорт, и это нормально, физиологически обусловлено. «...умножу Я скорбь твою и в муках будешь рожать детей своих...» Ребенок ведь берет все, что ему нужно. Я знаю женщину, у которой ребенок все зубы съел. Видимо, кальция не хватало, так за последние три месяца беременности у нее все зубы просто раскрошились. Мужчина тоже должен обо всем этом знать и сопереживать.

Сейчас в мире степень женских агрессивных суждений по поводу всяких мужских манипуляций настолько велика, что в шлаки выходит такое огромное количество негативной энергии, которое в принципе ничем другим, кроме шипения, нельзя вытащить. Мужчина должен это понимать и предоставлять женщине место, где ей можно будет все это делать, не опасаясь. И не с помощью веселеньких таких эмоций, какая я красивая и чистая, нет, иногда даже и матом.

Я называю всё это женским непотребством, есть мужское непотребство, а вот это — женское.

Иначе «вся любовь» кончится на первой же проблеме, или, что может быть еще хуже, когда ребенку исполнится год. И мужу будет непонятно, откуда что взялось. И уже не просто выплеск эмоций, которым можно было бы обойтись, а упреки, бесконечные претензии. Нет, нужно дать женщине возможность вытащить все из себя и проорать, прошипеть, проваляться, в конце концов. И не надо бояться этого. Конечно, сложилось мнение, что для беременной нужны только хорошие эмоции, хорошее питание, фрукты, хорошая, спокойная музыка, фильмы и т. д. А отрицательное куда девать? В будущего ребенка?

Теперь поговорим о том, что такое мужчина-отец.

Смотрела я недавно по телевизору роды в воду...

Юный папаша вел себя, как «по сценарию». Он были так горд, будто сам рожал, и, конечно же, будет вспоминать вместе с женой этот момент до конца жизни.

Их этому учили, и не только как рожать и как дышать, но о чем при этом думать, что чувствовать, как и когда улыбаться. Вот они и улыбаются, радуются. А я вижу, что они уже в момент зачатия, когда планировали рожать в воду, они «съели» весь мир ребенка. Потому что по-настоящему их не подготовили. Я сейчас даже описать не могу глаза этих счастливых родителей, мне чуть плохо не стало. По-моему, там гордыня была и эйфория; и только. Не думали они в этот момент о ребенке вообще. Такой поверхностный подход к родам меня, мягко говоря, удивляет.

Откуда вообще взялись роды в воду? Один умный человек съездил в Египет и расшифровал настенные письмена, из которых он узнал, что жрецы принимали роды у жен фараона в воду. Но как в действительности велась психологическая подготовка женщин, он не рассказал, видимо, не знал. Зато другие умные люди сразу сообразили, что роды в воду — это более правильно, менее травматично и для мамы, и для ребенка. Вскоре это стало известно многим и тут же стало популярно, модно и даже престижно. Но нигде не обсуждалось столь же открыто, что те же жрецы скармливали младенцев-инвалидов и уродов крокодилам просто потому, что у фараона, «в принципе», не мог родиться урод.

Я ни в коем случае не говорю, что роды в воду — это плохо. Просто надо правильно подготавливать пару, и не только на физическом уровне. Нормальное рождение и развитие ребенка, главным образом, зависит от того, насколько реально родители осознают происходящее.

Каждые мама и папа должны понимать, что дети — это Карма Земли. Они рождаются в свое время, у определенных родителей, и в определенном месте для решения конкретных задач, и к этой действительности — они потенциально готовы. Но фактическое восприятие ребенка впрямую зависит от восприятия его родителей, а чаще всего — папа и мама «порхают в иллюзиях» и насаждают поверхностную мораль (это нельзя, это неприлично, так не принято, и т. п.). Значит, отношения между ребенком и родителями выстраиваются по форме личного присвоения. Я задаю маме вопрос: «Для кого ты рожала?», она без колебаний отвечает: «Конечно, для себя». О чем с такой мамой можно говорить? Она будет смотреть на любую ситуацию и решать любую проблему через призму восприятия своих интересов, а не реальных запросов ребенка. Та же ситуация и с новоявленным отцом.

Главное, на мой взгляд, что должны делать родители на первом этапе, это внимательно следить за индивидуальными особенностями развития их чада, и, по возможности, не мешать ему.

Продолжение






[На главную] [Архив] [Мир женщины]