Рената Ларичева. Межотненский эффект - afield.org.ua 


[Сила слабых] [Модный нюанс] [Женская калокагатия] [Коммуникации] [Мир женщины] [Психология для жизни] [Душа Мира] [Библиотечка] [Мир у твоих ног] [...Поверила любви] [Театральный роман (в статьях)] [Уголок красоты] [В круге света] [Поле ссылок] [О проекте] [Об авторах] [ФеминоУкраина] [Это Луганск...]
[Поле надежды — на главную] [Наши публикации]



История восстановления и благоустройства посёлка Межотне, описанная Ренатой Ларичевой в 1978 году в газете «Советская молодёжь», повествует о том, что превратить место, где живёшь, в уютный и красивый уголок возможно всегда, в любом месте и при любом общественном укладе — нужна лишь добрая воля. Фотографии сделаны автором сайта в июле 2013 года.

Для справки. Дворец Межотне — один из самых красивых дворцов Латвии — построен в неоклассическом стиле и находится в 80 км от Риги в живописном месте, где притоки Мемеле и Муса образуют одну из самых больших рек Латвии — Лиелупе. Российская императрица Екатерина II подарила дворец воспитательнице своей внучки, Шарлотте фон Ливен. Построенный в 1797-1802 гг. по проекту архитектора Джакомо Кваренги, дворец окружён живописным английским ландшафтным парком. Сама Шарлотта фон Ливен здесь никогда не жила. Лишь отправляясь в путешествие из России в Европу, по дороге на несколько часов она заезжала в Межотне.


С хозяевами Межотне повезло. Межотненская селекционная опытная станция, к которой сейчас присоединены два крупных хозяйства, превратилась в научно-производственный комплекс. Здесь ведутся интересные и серьёзные разработки. Но вместе с задачами чисто производственными, здесь решается и ещё одна, вроде бы от вопросов селекции далёкая: «Как каждого жителя Межотне превратить в настоящего хозяина?»

Межотненский эффект

А началось это десять лет назад. Межотненцы предложили: «Сделаем Межотне образцовым общественным центром».

Инициатива прекрасная, но сколько мы знаем прекрасных планов и замечательных починов, затухавших через год-два, по причинам самым разным: то уходил энтузиаст, и его дело разваливалось, то элементарного терпения не хватало день за днём тянуться вперёд и вверх. В Межотне не было починов-однодневок. Было дело, общее и настоящее. Теперь 4 ноября — день первого субботника по благоустройству — отмечается как праздник. Праздник в этом году особенный — дата какая, десять лет!

«Положение о благоустройстве» каждый год обновляется. Принимают его на общем собрании, после чего оно превращается в документ, обязательный для каждого, от комбайнёра до директора. «Цель — добиться, чтобы Межотне стало ещё красивее. Воспитать чувство прекрасного...»

Итак, сейчас в Межотне осень юбилея. К круглым датам положено подводить итоги. Отношение к труду можно выразить цифрами — тоннами зерна, например. Но вот с «измерением чувства прекрасного» дело сложнее. Может, обойдёмся без цифр и просто пройдёмся по хозяйству?

В самом центре посёлка — стройплощадка. Странная и нетипичная: нет беспорядочных груд стройматериалов, не спотыкаешься о ржавое железо, не проваливаешься в ямы. Стройплощадка красива. Строительство ещё не закончено, а газоны уже есть, каменным бордюром огорожены, и огромный каштан, целый и невредимый, тянет ветви к дверям нового дома. Строится диспетчерский пункт. От старой кузницы первый этаж остался, стены из розовых валунов, не сносить же такую красоту! Разработали проект, второй этаж белым кирпичом надстроили, интересно получилось. А будет ещё фонарь над входом и чеканка. Плотину рядом с диспетчерским пунктом на одном из субботников строил сам директор станции Имант Шульц. Скоро здесь высадят коллекцию жасмина — все сорта, что растут в условиях Латвии, — прекрасный уголок будет весной.

Межотненский эффект

Коллекция лекарственных растений уже есть. Говорят, самая большая в республике — 350 видов. Не за высоким забором, не за калиткой с хитроумным запором — вдоль обычной поселковой улицы. Врач Вилнис Друва подумал однажды, что напрасно его пациенты только пилюлями и порошками лечатся. Зелёные лекарства растут на каждом шагу, только нужно рассказать людям и показать. Его была идея и его труд. Сам асфальтировал дорожку, сам растения высаживал. Скоро здесь будет памятник... лягушке. Так хочет скульптор Мартин Заур, старый друг межотненцев. Почему именно ей? Да потому, что ни одно другое живое существо не жертвовало жизнью столько раз ради медицины, а, значит, ради здоровья человека.

У автобусной остановки — роскошный розарий. Можно гордиться. «Нет, — говорят в Межотне, — когда всюду розы и всюду альпинарии, это тоже плохо, это стандарт, штамп. Вот этот новый дом будет «кавказским». Посадим около него всякие кавказские цветы и кусты, пусть растут. Разве только каждый человек — индивидуальность? Пусть и у каждого дома будет своё лицо!»

Как всё это делается? В «Положении о благоустройстве» сказано, что каждый житель Межотне должен отработать за год 10 часов у своего дома и 15-20 — в общественном центре. Каждую субботу в 9.00 садовник Юрис Сарма, недавний выпускник Булдурского совхоза-техникума на месте, даёт задания, планирует работу. Если ты свободен, приходи.

Приходят? Ещё как. В Межотне умеют гибко сочетать воспитание со стимулированием — материальным и моральным. Начинается всё со школы. Каждый ученик, даже первоклашка, должен поработать на субботнике. И особенно остро заинтересованы в этом... родители. Потому, что каждому школьнику, честно свои часы отработавшему, хозяйство предоставляет бесплатные обеды в течение всего учебного года. Получается — 90 рублей экономят родители. Это если один ребёнок, а если четверо? 360, телевизор или мотоцикл — на выбор. Задумаешься, сам приведёшь малыша — пусть отработает свои 4 часа за всё лето, листья посгребает в парке.

Межотненский эффект

Результаты работы взрослых обсуждаются постоянно на профсоюзных, партийных, комсомольских собраниях. Был недавно случай. Принимали комсомольца кандидатом в члены КПСС, парень хороший, работает здорово, а в субботниках не участвовал. Серьёзный состоялся разговор, пришлось ему порядком покраснеть. Когда решается вопрос распределения премий, предоставления жилья, бесплатных путёвок, обязательно это учитывается. Того, кто находил время для субботников, пошлют и в зарубежную поездку куда скорее, чем того, кто гнался за рублём, пусть первый даже сделал чуть меньше на уборке. Да ещё денежно его поощрят.

Хозяева Межотне прекрасно поняли одну чрезвычайно серьёзную вещь: надо, чтобы каждый, именно каждый вложил хоть немного себя — своего времени, своей работы в украшение того кусочка земли, на котором живёт. Только тогда станет дорога она вся.

Откуда берётся желание разрушать? Может, из неумения строить? Написал же Феликс Кривин:

«А Герострат не верил
       в чудеса,
Он знал всему
       действительную цену,
Он верил в то, что мог бы
       сделать сам.
А что он мог?
       Поджечь вот эти стены».


Действительно, Герострату храм Артемиды было не воздвигнуть. Оставалось только сжечь. Значит, чтобы не хотелось разрушать, надо учить строить?

Межотненский эффект

В Межотне учиться есть где, дела хватает. Надо восстановить систему прудов, разрушенных ещё во время первой мировой войны. Нужно закончить реставрацию Межотненского замка, памятника архитектуры республиканского значения. Реставрация идёт за счёт средств селекционной станции и обходится в 20-25 тысяч рублей в год. Денег не жалко, могли бы дать тысяч 30-40, но реставраторов, как и всюду, не хватает. Пригласили специалистов из Литвы. Сейчас Голубой зал почти закончен, голову поднимешь — белые звёзды сыпятся с купола, атланты подпирают своды невозможной высоты. Зал был разрушен во время Великой Отечественной войны: в самый купол попала бомба. Реставрацию закончат, будет музей. Уже сейчас в год по 12.000 туристов бывает, по выходным специально дежурят научные сотрудники станции, чтобы было кому показать гостям и дворец, и парк. Огромный старинный парк, с каскадом прудов, с группами раскидистых деревьев посреди просторных лужаек. Приятно показать гостям, приятно само сознание, что заросшие дорожки расчищали сами, романтические мостики сами строили.

Вот в Юмправе тоже старый парк замечательный, сколько лет никому до него дела не было, а когда присоединили его территорию к Межотненской селекционной станции, сразу и руки нашлись, и дело для них.

Нет, я не собираюсь утверждать, что в Межотне сегодня всё уже идёт настолько прекрасно, что только в фанфары трубить. Бывают случаи не очень приятные, но показательно, как к ним относятся здесь. Несколько лет назад один молодой товарищ нарвал букет роз в цветнике в центре посёлка. И получил два года тюремного заключения. На Новый год работница решила украсить свой дом ёлочкой из Межотненского парка. Около ста рублей обошлась ей та ёлочка. Жестоко? Нет, всё по закону, всё правильно. Особенно, если учесть, что неуважение к закону порождается безнаказанностью. Да, здесь все на виду, и скидок не делают никому.

Межотненский эффект

Межотне исключительно повезло на энтузиастов. Основоположником этой работы был Эгон Янович Фридрихсон, старший научный сотрудник, зав. отделом агротехники Межотненской селекционно-опытной станции. Когда среди специалистов в области охраны природы заходит речь об идеальном примере этой самой охраны, часто приходится слышать: «Межотне — Фридрихсон», «Фридрихсон — Межотне».

В Межотне сильная первичная организация общества охраны природы, всеми работами руководит совет под председательством Эльвиры Яновны Спуре.

Хозяева Межотне считают, что благоустройство вышло из рамок зелёных газончиков. В ближайшее время объектом благоустройства должно стать каждое поле. Хороший урожай? Этого сегодня уже мало. Поле должно быть вспахано и засеяно так, чтобы было приятно смотреть. Красивым должно быть поле и красивой земля. Земля, на которой живём.



Опубликовано на сайте Поле надежды (Afield.org.ua) 6 мая 2014 г.




НАПИШИТЕ ОТЗЫВ:
Имя: *
Откуда:
Отзыв: *



  ПРОИЗВЕДЕНИЯ РЕНАТЫ ЛАРИЧЕВОЙ НА ЭТОМ САЙТЕ: